Перейти на новую версию сайта
Концерты и Шоу
  • 6+

    Литургия Святого Иоанна Златоуста

    Программа

    Александр Гречанинов

    Литургия Святого Иоанна Златоуста (№2), соч. 29

    Рождественская месса «Et in terra pax», соч. 166

    Концерт ведет музыковед Екатерина Баталина-Корнева.

    Анонс

    «Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудорствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь», — великий святитель Иоанн Златоуст.

    Поклонников духовной музыки ждёт особенное событие — встреча с православным шедевром Александра Гречанинова «Литургия святого Иоанна Златоуста».

    Премьерную программу представит Уральский государственный камерный хор Пермской краевой филармонии.

    «Литургия святого Иоанна Златоуста» Александра Гречанинова — сочинение, созданное в период возрождения русской церковной музыки на рубеже XIX-XX веков. Оно прозвучит, как напоминание о тех возвышенных ценностях и надеждах, которые объединяют людей. О доброте и чистоте помыслов.

    Изначально Литургия — главное христианское богослужение, «сердце православной церкви» (аналог католической Мессы), где важная составная часть — Песнопения. На протяжении многих веков в России создавались духовные песнопения. Их авторами были и маститые композиторы, и безвестные регенты-анонимы. Шаг за шагом отвоёвывали русские музыканты у церковных запретов своё право на художественное творчество. Проникновение народно-песенных интонаций в канонизированные мелодии духовных гимнов, утверждение запрещённого ранее многоголосия — это их крупнейшие завоевания.

    Создавая произведения для хора a cappella, русские композиторы стремились на понятном современникам музыкальном языке, посредством звучания певческих голосов, выразить самые тонкие движения души, понятные всем и каждому. Выразительность сложной хоровой фактуры, изобретательность голосоведения, красочный гармоничный язык, трепетная мелодика — это русский духовный концертно-хоровой стиль, аналога которому не существует.

    Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956) — русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику.

    В написании духовных сочинений Гречанинов стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. У композитора сложилась собственная эстетическая позиция, отличавшаяся глубоким интересом к древнерусским распевам и осознанием необходимости «вернуться к древнеславянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему, как своему близкому, родному». Его духовная музыка — воплощение благостного, успокоительного, просветлённого и смиренного лика России.

    Уникальную возможность — погрузиться в глубину молитвы, насладиться гармонией слова и звука, ощутить духовность, как близость души к миру вышнему, подарит публике прославленный камерный хор.

    Уральский государственный камерный хор — один из лучших российских хоровых коллективов. Ему подвластно исполнение самых сложных классических и современных произведений. Отечественная и зарубежная пресса неоднократно отмечала редкое по красоте пение a cappella, неповторимый исполнительский почерк и высокий профессиональный уровень коллектива. Духовные сочинения русских композиторов уже многие годы определяют его творческий имидж. Уральский государственный камерный хор с огромным успехом исполняет русскую хоровую музыку у себя на родине и за рубежом: в Польше, Финляндии, Эстонии, Италии, Дании, Германии, Франции.

Актуальных мероприятий нет