- 6+
Концертная программа. Симфоническая музыка
Программа
1 отделение
Александр Чайковский — Мировая премьера! Увертюра «Чакона большого города»
Сергей Рахманинов — Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 40
2 отделение
Сергей Прокофьев — Симфония № 5 си-бемоль мажор, соч. 100
Продолжительность концерта 2 часа.
Концерт ведет музыковед, лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства Екатерина Каленюк.
В программе возможны изменения.
Новосибирский академический симфонический оркестр под руководством дирижёра Димитриса Ботиниса приглашает на концерт классической музыки!
Солист — лауреат международных конкурсов, блистательный пианист Филипп Копачевский.
На сцене Большого зала Пермской филармонии выступит Оркестр, который давно завоевал известность за пределами Сибири и стал культурным достоянием страны — одним из лучших симфонических коллективов России.
Концерт состоится в рамках гастрольного тура по городам России, приуроченного к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, дирижёра Арнольда Михайловича Каца — создателя Новосибирского симфонического оркестра.
В программе концерта — симфонические произведения Александра Чайковского (Мировая премьера!), Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева.
В начале концерта прозвучит совершенно новое произведение современного композитора Александра Чайковского «Чакона большого города».
«Я написал пьесу, имеющую самое непосредственное отношение к такому большому городу как Новосибирск. Городу, в котором работает один из лучших симфонических оркестров России, созданный замечательным советским и российским дирижёром Арнольдом Михайловичем Кацем. Я хотел написать Чакону ко дню его памяти, к его 100-летию. И хотел, чтобы мировую премьеру сочинения представил именно Новосибирский оркестр.
Это своего рода увертюра из двух разделов, или 2-хчастное каприччио, или поэма в двух частях. На фоне выдержаного нижнего голоса — бассо-остинато — в духе старинной пассакальи или чаконы свободно, импровизационно варьируется тема. Чакона, старинный испанский танец-песня, в 17 веке уже вышла за пределы Испании, и некоторые образцы даже были опубликованы в Италии. Также как каприччио: в 16 веке — это вокальные мадригалы, а в 17-м так стали называть полифонические пьесы в свободной форме. В эпоху Баха чакона — это полифонические вариации на выдержанную тему.
Первая часть моей Чаконы отсылает слушателя в те времена, а вторая — это шум, ритм современного города. Тема та же, но она перенесена из размеренного прошлого в наше настоящее; её развитие, преломление, многоголосие — это картина полного жизни нашего времени, картина большого города».
Александр Чайковский — профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс композиции), художественный руководитель Московской филармонии, председатель Совета Союза композиторов России.
Вечер продолжится Концертом для фортепиано с оркестром № 4 соль минор Сергея Рахманинова.
Сергей Васильевич Рахманинов — величайший композитор 20 века, гениальный пианист и выдающийся дирижёр. Концерты для фортепиано с оркестром — это тот любимый жанр, к которому Рахманинов обращался всю жизнь. Второй фортепианный концерт принёс 28-летнему автору заслуженный успех, стал одним из самых известных и исполняемых произведений во всей мировой классике. Удивительная красота этого музыкального шедевра неизменно пленяет исполнителей и слушателей.
Солирующую партию в фортепианном концерте Рахманинова исполнит Филипп Копачевский — один из самых талантливых российских пианистов. Выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора С.Л. Доренского). Солист Московской государственной академической филармонии. Лауреат престижных международных конкурсов, его награды включают в себя первые премии на конкурсах Le Muse в Италии и в Энсхеде в Нидерландах, а также третью премию на Х международном конкурсе пианистов имени Шуберта (Германия). Обладатель специального приза XVI международного конкурса имени П.И. Чайковского. Филипп Копачевский снискал любовь и признание публики в России, во многих странах Европы, в США и Японии.
На концерте также прозвучит Симфония № 5 Си-бемоль мажор Сергея Сергеевича Прокофьева —трогательное и мощное произведение, олицетворяющее бурную эпоху. Симфония была создана в 1944 году, в период Великой Отечественной войны. Прокофьев писал о ней: «Я задумал её как симфонию величия человеческого духа». Монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом, симфония развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки. После премьеры, которая состоялась в январе 1945 года, Святослав Рихтер записал свою оценку Прокофьева и его сочинения: «В Пятой симфонии он встает во всю величину своего гения».
Новосибирский академический симфонический оркестр (НАСО) — очень интересный коллектив, где сохраняются ценности, заложенные Арнольдом Кацем. Арнольд Кац — воспитанник Ленинградской консерватории, ученик легендарного дирижера и педагога Ильи Мусина. Он создал Новосибирский оркестр в 1956 году и руководил им до своей кончины в январе 2007 года.
Новосибирский академический симфонический оркестр прошёл большой творческий путь. Первые концерты оркестра состоялись в октябре 1956 года. С 1970 года коллектив неоднократно бывал с гастролями на самых известных концертных площадках большинства стран Европы, Японии и Китая. Становился участником международных музыкальных фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Австрии, Болгарии, Германии, Франции, Испании, Китае. В 1982 году коллективу присвоено звание академического. В 2006 году за высокие достижения в области искусства НАСО был награждён орденом Ломоносова; получил звание лауреата филармонической премии «Золотой ключ-2022» за особый вклад в развитие культуры и искусства Новосибирской области и в связи с 65-летием. В оркестре работают более 100 музыкантов, среди его участников есть заслуженные артисты России и лауреаты международных конкурсов.
С момента создания оркестр дал более 6000 концертов, насыщенных отечественной и зарубежной классикой, сочинениями современных композиторов. Коллектив сотрудничал с выдающимися исполнителями, такими как Э. Гилельс, Е. Нестеренко, С. Нейгауз, Д. Ойстрах, И. Ойстрах, Е. Образцова, М. Ростропович, С. Рихтер, Д. Хворостовский, М. Плетнев, В. Спиваков, А. Рудин, Д. Мацуев, Б. Андрианов, С. Догадин и другими. НАСО выступал под руководством таких дирижеров, как В. Гергиев, К. Кондрашин, А. Лазарев, И. Мусин, К. Нагано, Г. Рождественский, В. Синайский, Д. Юровский, М. Янсонс и многих других.
Главными дирижёрами оркестра после Арнольда Каца становились — Гинтарас Ринкявичус (до 2017) и Томас Зандерлинг (до марта 2022). В начале сентября 2022 главным дирижёром НАСО был назначен 35-летний Димитрис Ботинис.Димитрис Ботинис родился в 1986 в Москве в семье греческого дирижёра Димитриса Ботиниса-старшего. В 2011 окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова у Юрия Симонова. Сотрудничал с симфоническими оркестрами: Московской филармонии, Мариинского театра, Санкт-Петербургского Дома музыки, Северо-Кавказской государственной филармонии и другими. Победитель Международного конкурса дирижеров им. Антонио Педротти (Италия, 2006) и I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011). Лауреат премии президента для молодых деятелей культуры 2020 года.
С сентября 2024 года — главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича.