Перейти на новую версию сайта
Концерты и Шоу
  • 6+

    Европейское Барокко, Александр Хмарный, орган

    Концертную программу «Европейское барокко» представит солист Донецкой государственной академической филармонии, органист Александр Хмарный.

    Программа посвящена одной из уникальных эпох в истории европейской музыкальной культуры. Прозвучат сочинения крупнейших представителей органных композиторских школ эпохи барокко.

    Эпоха барокко в музыке длилась приблизительно 150 лет: 1600–1750. Эти даты не случайны — первая из них — рождение первой оперы, вторая печальная — год смерти великого Баха, последнего гения эпохи барокко.

    Почему же так назвали эту удивительную эпоху? «Жемчужина неправильной формы» — переводится слово «барокко» с португальского языка, а в итальянском языке «барокко» означает нечто странное, причудливое, запутанное. Долгое время считали странной и чрезмерно усложнённой музыку Баха, Генделя, Вивальди и других композиторов, творивших в стиле барокко.

    Потрясения, постигшие Европу на закате эпохи Возрождения (войны, эпидемии и пр.), выдвинули на первый план представления о несовершенстве человека, его бессилии перед Богом и стихиями. Именно это мироощущение породило стиль барокко. Главной темой в искусстве становится человек; но не тот, который вершина творения божьего и живёт в гармонии с природой, а человек, осознающий насколько трагично и противоречиво его существование.

    Поэтому все главные шедевры эпохи барокко связаны с темой страдающего, переживающего человека, личности. Мир становится очень динамичным. В искусство, в том числе и в музыку приходит идея движения. Появляется динамизм, полётность, чего не было в Ренессансе, когда музыка была более спокойная, даже статичная. И ещё одно очень важное качество барочного искусства — это орнаментальность. Огромное количество украшений было призвано нарушить строгость и симметрию, свойственную Ренессансу. Бурная фантазия, яркие изобразительные эффекты, бурлящая страсть, эмоциональная насыщенность сделали музыку барокко запоминающейся и привлекательной.

    Эта эпоха подарила миру нетленные музыкальные шедевры и великие имена её создателей.

    В программе концерта прозвучит органная музыка Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) и его знаменитых предшественников и современников, творивших в эпоху барокко.

    Ян Питер Свеелинк (1562–1621) — основатель северо-германской органной школы, сформировавшей множество талантливых учеников. Среди них такие выдающиеся композиторы, как Дитрих Букстехуде (1637–1707) и Иоганн Адам Райнкен (1643–1722), оказавшие огромное влияние на творчество Иоганна Себастьяна Баха. Николаус Брунс (1665–1697) — ученик Дитриха Букстехуде, один из самых замечательных музыкантов своего времени, о мастерстве которого очень высоко отзывался Бах. Иоганн Людвиг Кребс (1713–1780) — самый любимый и талантливый ученик И.С. Баха, ставший после него одним из величайших органистов. Иоганн Готфрид Мютель (1728–1788) — ещё один ученик Баха, успевший взять уроки у великого мастера в последние три месяца его жизни. Мютель более 20-ти лет жил в Российской империи, работая органистом в знаменитом Домском соборе Риги, где написал и исполнил целый ряд виртуозных фантазий.

    Джироламо Фрескобальди (1583–1643) — основоположник итальянской органной школы, один из наиболее известных и значительных представителей раннего барокко.

    Французская органная школа будет представлена двумя знаменитыми композиторами. Это Луи Николя Клерамбо (1676 —1749) — современник И. С. Баха, придворный музыкант Людовика XIV, и Луи Куперен (1626–1661) — первый значительный представитель известной музыкальной династии Куперенов. Луи Куперен был необыкновенно изобретательным композитором, вдохнул новую жизнь в традиционные формы. Рано ушёл из жизни, не успев опубликовать свои сочинения, которые сохранились лишь в манускриптах. Органная музыка Луи Куперена оставалась неизвестной на протяжении нескольких сотен лет и была открыта лишь в 1950-х годах.

    Александр Хмарный — органист Донецкой государственной академической филармонии. В 2014 году окончил Одесскую национальную музыкальную академию имени А. В. Неждановой по специальностям фортепиано и орган. Исполнитель имеет обширный репертуар органной музыки разных тысячелетий, от эпохи барокко до современности. Его игру отличает яркая образность и глубокое понимание стиля. Органист сотрудничает с ведущими солистами и коллективами Донецкой филармонии, приглашая в свои концертные программы. Принимал участие в международных музыкальных фестивалях, включая Международный фестиваль органного искусства «Донецкая осень» и Международный джазовый фестиваль «Джаз-форум». Александр Хмарный — лауреат Международного и Всероссийского конкурсов. В 2020 году стал лауреатом I степени Всероссийского многожанрового конкурса «Утренняя звезда» (г. Санкт-Петербург). В октябре 2022 года в составе ансамбля с Е. Малёванной (флейта) и А. Русановой (арфа) стал обладателем Гран-при в Международном конкурсе культуры и искусств «Таланты России» (Москва).

    ПРОГРАММА

    1 ОТДЕЛЕНИЕ

    Иоганн Адам Райнкен — Токката G-dur

    Я. П. Свелинк

    Фантазия «Эхо»

    Прелюдия F-dur

    Дж.Фрескобальди

    Токката g-moll

    Aria detto Balletto

    Д. Букстехуде

    Хорал «Nun komm der Heiden Heiland» BuxWV 211

    Прелюдия и фуга D-dur BuxWV 139

    Л. Куперен — Чакона

    2 ОТДЕЛЕНИЕ

    Л. Н. Клерамбо — Сюита II тона

    Н. Брунс — Прелюдия g- moll

    И. С. Бах — Фантазия и фуга c-moll BWV 537

    И. Л. Кребс — Токката a-moll

    И. Г. Мютель — Фантазия g-moll

    В программе возможны изменения.

    Продолжительность концерта 1 час 20 минут.

Актуальных мероприятий нет
Рейтинг@Mail.ru