Перейти на новую версию сайта
Концерты и Шоу
  • 12+

    Красное колесо. Авангард Прокофьева и Попова

    В 2017 году мир отмечает столетие октябрьской революции, навсегда изменившей политический мировой ландшафт. «Слушайте музыку революции!» – призывал в 1918 году Александр Блок. Подобно тому, как вдребезги раскололась осенью 1917-го русская жизнь, так и русская классическая музыка распалась на массу течений и индивидуальностей, раскиданных по всему свету. Проект ансамбля «Студия новой музыки» включает яркие, но редко исполняемые сочинения первого послевоенного десятилетия: блистательное сочинение молодого Прокофьева «Трапеция» и первую русскую Камерную симфонию Гавриила Попова, одно из самых исполняемых передовых сочинений тех лет.

    Программа сопровождается видеоартом и комментариями об эпохе и сочинениях музыковеда, заведующей научно-творческим центром Московской консерватории Веры Серебряковой.

    Сергей ПРОКОФЬЕВ

    Квинтет «Трапеция»

    для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса

    соч. 39, 1924

    Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса первоначально представлял из себя музыку для балета «Трапеция», написанную для гастролирующей танцевальной труппы Бориса Романова. Впоследствии Прокофьев создал концертный вариант музыки балета в виде квинтета, шесть коротких частей которого эффектно выстроены тонально и ассоциируются с барочной сюитой.

    Музыка балета «Трапеция» (почти без изменений вошедшая в партитуру Квинтета) сочинялась Прокофьевым, однако, вдали от шумной «столицы мира» – в тихом приморском местечке Сен-Жиль-сюр-Ви, летом 1924 года. Но интонационная и конструктивная сложность музыки Квинтета, созданной будто «из железа и стали», явно указывает на урбанистический характер вдохновения композитора. Одновременно с этим эмоциональное содержание музыки Квинтета очень хрупкое и изломанное, несмотря на «железную броню» хитроумно изломанной формы.

    Гавриил ПОПОВ

    Камерная симфония

    1927

    Камерная симфония – один из выдающихся образцов русского музыкального авангарда 20-х годов. Обратившись к оригинальному составу инструментов, Попов, параллельно Прокофьеву, Хиндемиту и Шенбергу, пришел к созданию разнотембрового ансамбля. Партитура написана для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса.

    В основу всех четырех частей положен принцип кадрового контраста. В I части сопоставляются пасторально-созерцательные и активно-действенные темы, в скерцо – ирония и шутка соседствуют с простодушной лирикой. Самая специфическая интонационно-образная антитеза возникает в III части, где противопоставляются возвышенные темы, близкие необарокко, и джазовые мелодии. В финале контрасты предшествующих частей синтезируются.

    Сочинение было закончено 16 марта 1927 года и под названием «Септет» было исполнено в Малом зале Московской консерватории. Впоследствии Г. Попов переименовал свое произведение в Симфонию.

    «Студия новой музыки» — ведущий российский коллектив современной академической музыки, базирующийся в Московской консерватории. Руководитель — дирижер Большого театра Игорь Дронов. С 1993 года ансамбль исполнил более 1000 мировых и российских премьер сочинений современных композиторов, ежегодно он реализует более 60 проектов, включая спецпроекты и семинары в Оксфордском, Бостонском, Гарвардском университетах, концерты в Берлинской филармонии и Konzerthaus, Cite de la Musique (Париж), Teatro Malibran и Palazzo ca`Giustinian (Венеция).

Актуальных мероприятий нет
Рейтинг@Mail.ru