Театр
  • 12+

    Спектакль "Анна Каренина. Lecture". Московский государственный театр "У Никитских ворот" (под рук. М. Розовского)

    Дворец культуры им. А.Г. Солдатова, Основной зал, 2 ноября 19:00 пт

    Билеты в наличии: 500 — 2 000

    Владимир Набоков по Льву Толстому

    Продолжительность: 2 часа 40 минут с антрактом

    Розовский о спектакле:

    Афиша удивит: «Владимир Набоков. «Анна Каренина». Разве не Лев Толстой?

    Поэтому следует приписать: лекция. А чтобы быть более точным: lecture

    Но и Толстой должен присутствовать, ведь он основной Автор. Он автор первоисточника, то есть романа, который восхитил Набокова, да и весь читающий мир.

    Набоков стал исследователем романа, не просто читателем. Он скрупулёзно всматривается в каждое слово Толстого, в каждую страницу, в каждый образ. Он пытается понять всю персонажную архитектонику романа, рассекретить все его переплетения и тонкости, дать свою собственную, набоковскую, концепцию ПРОЧТЕНИЯ гениальной вещи с единственной целью – распознать, почему она гениальна. Он поверяет алгеброй гармонию. Он хочет знать незнаемое.

    В какие-то моменты его лекции даже кажется, что Набоков чуть ли не завидует Толстому, там где мастерство приводит его в восторг. При этом надо помнить, — Набоков мало кем восхищался из своих коллег по литературе, громил всех направо и налево, а тут.…Тут преклонение, иного слова не подберу. Этакий «стокгольмский синдром» в мире словесности…

    Литературоведческий анализ Набоков делает искусством. Причем своим, чисто набоковским искусством – с отчаянно смелыми гипотезами, домыслами, дорисовками и публицистикой, в которую он то и дело впадает, ненавидя ее, публицистику, всеми фибрами набоковской души. Волшебный набоковский стиль и язык сохраняются в его лекции, преодолевая скучную наукообразность, — страсти бушуют, сопереживание и одержимость Лектора увлекают, не могут не увлечь.

    Это на самом деле очень опасно, и всегда случается, когда писатель пишет о писателе. А в нашем случае опасно в стократ, ибо об одном гении пишет другой гений.

    Но в том и состоит сногсшибательная неожиданность моей (извините, это не самохвальство, а констатация) чисто театральной идеи – совместить текст лекции с лучшими (главными) сценами из романа. Получится – не получится, понравится – не понравится – другой вопрос.

    Спектакль продемонстрирует Толстого глазами Набокова, под ракурсом сверлящего взгляда Набокова. И это будет не очередная инсценировка (или экранизация), которым несть числа, удачных и менее удачных, а совершенно новая попытка освоить миры и смыслы великого романа. Нам важно открыть сотрудничество мастеров, переходящее в сотворчество.

    Один классик, принадлежащий 20-му веку, предлагает нам свое видение и толкование другого классика- из века 19-го, но создавшего свой шедевр на все времена. И именно в Год литературы – в год 2015-ый – представляется особенно уместным этот наш, согласитесь, весьма неожиданный проект, в котором столь сегодня нужная в условиях, к сожалению, весьма заметной культурной деградации, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ функция будет сочетаться с размышлениями о фундаментальных человеческих проблемах – о семье, измене, безбожии, грехе и ответственности за грех…

    Толстой-художник и Толстой-проповедник – кто нам важнее и ближе сегодня?.. А может, они все-таки неразделимы и Набоков был неправ?